26 октября, 2015

Психолог детских душ В.К. Железников


  26 октября исполняется 90 лет знаменитому писателю и кинодраматургу Владимиру Железникову. Владимир Карпович Железников родился в 1925 году в семье пограничника в Белоруссии. В связи с профессией отца семья часто меняла место жительства, поэтому детство писателя было насыщено впечатлениями и общением с новыми людьми.
   Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь юридический институт. Параллельно развивались мои занятия писательством».
   Однажды начинающий писатель пришел в журнал «Новый мир» со своей повестью. Ознакомившись с произведением, там стали говорить о его недостатках. А Владимира Карповича, как начинающего, всегда волновал вопрос: «А смогу ли я вообще писать?»
«Когда я задал его консультанту, он сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать». Я был настолько огорошен, что потом какое-то время не писал».
   Тем не менее, после юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт. Обучение новой профессии он совмещает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась его первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он сам говорит. Но эта случайность определила то обстоятельство, что он стал детским писателем. Стать детским писателем ему помогла и любовь к детям, и любопытство.

«Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».
  
  Его первая книга – сборник рассказов "Разноцветная история" – вышла в 1957 г.
  Став писателем, Железников посвятил свои произведения детям и подросткам, их проблемам, взаимоотношениям со взрослыми. Среди них – шедевры детской литературы – «Чудак из 6 «б» и «Чучело», которые сейчас изучают в школах.  По этим произведениям сняты фильмы, сценарии к которым написал сам Железников.
  Вышедший на экраны в 1983 году кинофильм  «Чучело» произвел настоящий фурор, вызвав море споров и обсуждений. Это произведение о подростках, об их школьной жизни и … о детской жестокости.  Многие спорят о том, почему уже в маленьком человеке проявляется такое качество, как жестокость (хотя в наше время это уже никого не удивляет). И вот, что думает по этому поводу сам автор:
«- В первый период моего писания у меня была идея, что все дети хорошие, а взрослые разрушают их мир. Я считаю, что человеческая жизнь имеет несколько этапов, и каждый этап имеет полную самостоятельность. То есть страдание маленького ребенка — это есть страдание в полном смысле этого слова, и когда взрослый говорит: "А, да успокойся!" — это действительно ужасно. Однако, видя отрицательное только во взрослых, но не в детях, я ошибался. Позднее я стал обращать внимание на детскую жестокость. Она отличается от жестокости взрослых. В детях она менее контролируема и более открыто выплескивается. Они не стесняются этого.  Мне кажется, это заложено в нас от природы. Правильное воспитание может победить детскую жестокость. Но не у всех детей. Даже очень хорошие люди до 8 — 9 лет могли быть неосознанно жестоки. Я очень люблю детей. Но я знаю, что они способны и на очень жестокие вещи. Я их заранее за это прощаю».
   Оказывается,  к написанию  повести «Чучело» Железникова побудил реальный случай, произошедший с его племянницей, которую, кстати, звали также как главную героиню «Чучела»: «Итак, я пересмотрел свои прежние взгляды, и тут произошли реальные события, которые стали отправной точкой замысла "Чучела". Травле в школе подверглась моя племянница Леночка. Она у нас была удивительным созданием, говорившим только правду. Случился массовый прогул урока, и Леночка честно сказала учителю, что все убежали в кино. После этого ее стали третировать, она почувствовала дикую неприязнь всего класса. Ее маму, мою сестру, вызвал к себе директор школы и сказал: "Может быть, вам перевести дочь в другой класс?" И что меня поразило, Лена отказалась переходить. Проявила стойкость. Она говорила: "Я права! Почему я должна уходить? Я не уйду". Я потому еще решил использовать этот случай, что произведение на его основе позволяло показать внутренний мир человека, сопротивляющегося чему-то. В случае с "Чучелом" прозаической форме предшествовал киносценарий. Он появился через три или четыре года после происшествия с племянницей».
Многие знают, что главную роль в фильме «Чучело» - роль Лены Бессольцевой - сыграла 12 – летняя Кристина Орбакайте, дочь Аллы Пугачевой. Железников вспоминает: «Никогда не забуду ее пробу. Ролан (режиссёр) мелом провел черту на полу и сказал: подойдешь вот сюда и скажешь "дедушке" такие-то слова, а он тебе ответит так-то. В комнате находилось человек двадцать, казалось, девочка должна застесняться. Кристина, тоненькая, скромная, совсем не похожая на звездного ребенка, перешла линию и превратилась в другого человека. В секунду переиграла Евгения Евстигнеева, который пробовался на роль дедушки. Но всё, же Ролан сомневался насчет Кристины. Ему внутренне мешало то, что она дочь знаменитости: мол, все будут говорить, что он взял девочку по блату.  В первый же съемочный день Кристина ударилась ладонью о тротуар и сломала кисть. Врачи, узнав, чья это дочь, постарались от души и загипсовали руку до самой шеи. А тут мама решила перед гастролями на Дальнем Востоке заглянуть к нам в экспедицию. Ролан с опаской сообщил ей о случившемся. Алла сказала: пусть дочь решает сама. Останется - значит, будет сниматься, нет - она ее заберет. Кристина ответила, что продолжит работу. Пугачева сказала: молодец».
   Спустя много лет  Владимир Железников написал повесть «Чучело 2». Это не продолжение. Здесь другие герои, другое время (90 –е гг.) и другие проблемы: четыре девочки-подростка придумали игру «в фанатки юного певца», носили одинаковую одежду, повязки с портретом кумира, следовали за ним везде, бросали вызов всему обществу, угоняли машины, чтобы прокатиться с ветерком, пока однажды вся жизнь не пошла кувырком. Все началось с очередного угона машины, затем авария, сбиты два старика, машина сгорела - и... как жить дальше? Здесь тоже есть «чучело» - несуразная, но справедливая Зойка, которая приходит на помощь всем, кому трудно; безответно, но преданно любит Костю, помогает в беде Глазастой, отец которой отправляет в специнтернат глухого сына, а непокорную дочь запихивает в психушку.  Вообщем, это «современный вариант» для подростков постарше. По этой повести тоже снят фильм в 2003г. - «Игры мотыльков» и в 2010 – телефильм из 4 –х серий «Чучело 2». В «Играх мотыльков» в главных ролях сыграли известные актеры – Алексей Чадов и Оксана Акиньшина. Сценаристом и продюсером фильмов был сам Железников.
  В  повести Железникова «Чудак из 6 «Б» рассказывается о мальчике Боре, который учился принимать правильные решения. Однажды Борю пригласили стать вожатым отряда первоклассников. Он согласился, но постоянно попадал в такие ситуации, где просто необходимо было принимать решения, а юмор, находчивость и самоирония ему в этом помогали. Правда, решения не всегда были верными. Чего только стоит его сеанс психотерапии в тёмной комнате, или списывание на ответственной контрольной, или эксплуатация детского труда во имя благородной цели пойти всем классом в цирк. Каких только «глупостей» не наделал Борька, но так «прикипел» к своим малышам, не говоря уже о том, что первоклашки считали своего вожатого просто героем и даже не побоялись идти к директору заступаться за Бориса. Боря - мальчик «сам себе на уме», шалун и разгильдяй, но очень добрый и порядочный. Тем не менее,  в повести автор поднимает серьезную тему взросления, воспитания воли, а так же повествует о чувстве ответственности, которую подростки должны научиться брать на себя в повседневной жизни. И по этой повести в 1972 г. снят фильм «Чудак из 5 «Б», сценаристом которого  стал сам Железников.
   Вообще, Железников является сценаристом и продюсером многих фильмов (например, в 2008 г. он продюсировал фильм «Похороните меня за плинтусом). С 1988 года Железников — художественный руководитель киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей. Всего он написал сценарии к 27 фильмам. За сценарии к картинам «Чудак из 5 «Б» и «Чучело» Владимир Железников был дважды удостоен Государственной премии СССР в 1974 и 1986 годах. В 1995 г. получил звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Сейчас живет и работает в Москве.
   Советую всем, и подросткам и взрослым познакомится с творчеством Владимира Железникова, его рассказами и повестями, а также посмотреть фильмы, снятые по его произведениям.  Ведь Железников рассказывает о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нас принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями, и, помогая нам разобраться не только в  том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые.
 К°

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...