01 февраля, 2016

А. В. Черняткин "Кавказский крест"


   За 15 лет во время войны на Северном Кавказе с конца 1994 года по 2009 год  погибло 110 вологжан. Страшно осознавать, что ребята уходили служить в армию или ехали в служебную командировку на войну целыми и невредимыми, а их привозили порой в цинковых ящиках, как «груз 200».
   «6 апреля 2009 года по поручению Президента России был отменен приказ объявляющий территорию Чеченской республики зоной проведения контртеррористической операции. Это значит, что война, длившаяся около 15 лет, официально закончилась». Но, тем не менее, люди продолжали еще гибнуть.
   Книга «Кавказский крест» основана на воспоминаниях родных, учителей, сослуживцев погибших ребят, их письмах. Очень тяжело читать письма 19-ти и 20-ти летних солдат, особенно, воспоминания их мам. Например, Миша Спешилов – череповчанин, учился в 5 школе, был  читателем нашей библиотеки. Ему не было и 20 лет, когда его посмертно наградили орденом мужества. Их 255-й гвардейский полк, в котором служил Миша, в числе первых вошел в Грозный. Сразу полк попадает в жестокий бой. Из 2000 солдат в живых осталось всего чуть больше 200. В последнем письме домой Миша писал, мол,  когда я вернусь в Череповец, весь город будет гудеть. Город действительно гудел. Больше недели по Череповцу ходили разговоры о том, когда привезут и где похоронят первого земляка, погибшего в той военной кампании. И таких примеров в этой книге 110!
   Работая над своим произведением, автор книги, Александр Васильевич, исколесил всю область, объехав стороной лишь Вожегодский,  Вашкинский,  Устюженский и Междуреченский районы. Их чеченская трагедия не тронула. «Во всех остальных оставила свой безжалостный след крови, боли, слез. Очень надеюсь, что Северный Кавказ больше не будет ассоциироваться с кровью и смертью, а вновь станет территорией здравниц, курортов и отдыха. Значит, вологодских ребят, как, впрочем, и солдат из других областей, больше не будут привозить с Кавказа в цинковых гробах. И «Книга Памяти» не будет пополняться новыми именами» - так в предисловии пишет сам Черняткин, лауреат конкурса «Региональные журналисты в горячих точках», который трижды побывал в чеченских командировках.
   В сборнике, кроме фотографий и кратких биографических очерков солдат, много стихов. Это стихотворение, мне кажется, может служить эпиграфом  всей книги «Кавказский крест» .

Как, разве кончилась война?
А я победный залп не слышал.
И мама ждёт ещё, она
Встречать меня из дома вышла.

Не знают ничего друзья –
С такими трудно новостями…
Не встречусь с ними больше я,
И не прижмусь к любимой маме.

И молодость моя навек
Со мной останется в могиле…
Прервался жизни быстрый бег.
Не умер я – меня убили.
                                         Степан Кадашников
К°

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...